Суббота, 18.05.2024, 23:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический кабинет вечерней школы №12 с.Заозерное

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Электронные образовательные ресурсы » Интерактивные карты » На уроках географии (возможности и преимущества)
На уроках географии
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:41 | Сообщение # 1
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
В современном информационном обществе вся такая информация все чаще и чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Как в жизни отдельных граждан, так и в деятельности организаций, географическая пространственная информация регулярно используется в цифровой форме.

Происходит интеграция географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Так, например, в ряде стран Америки и Европы приняты и внедряются государственные программы «электронного правительства», в рамках которых формируются общедоступные базы данных, часто содержащие географическую информацию. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» разрабатывается Концепция формирования Российской инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов.

Географическая карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком – изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса. Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности. Сегодня в Интернете можно увидеть картины облачности, торнадо, цунами, смену времен года в лесистой местности и т.д. Интернетом пользуются все учащиеся, и поэтому им уже неинтересно работать с бумажными картами, да и устаревают они сейчас очень быстро – за 1-2 года.

Вот здесь на помощь учителю и приходит современный источник географической информации – цифровая карта. Цифровая карта – цифровая модель карты, созданная путем цифрования – преобразования географической информации в электронную, цифровую форму с помощью специального оборудования. Они предназначены для хранения, отображения и передачи пространственно координированных данных.

Цифровые карты, выпущенные ООО «Дрофа» для средней школы, являются интерактивными. Интерактивное средство обучения – комплексное программно-техническое средство обучения, позволяющее учителю или ученику управлять содержащейся в нем учебно-методической информацией при подготовке к уроку, изучении, повторении, закреплении и проверке знаний и умений.

Цифровая карта является своеобразным «слоеным пирогом». Географическая информация представлена в цифровой карте как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных какой-то конкретной теме, поэтому такие слои часто называют тематическими слоями.

Применение таких пособий на уроках географии может быть эффективным при сопоставлении тематических карт различного содержания для одной и той же территории, будь то материк или небольшой участок местности.

Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
делать рисунки;
наносить надписи при помощи клавиатуры;
ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал.
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:42 | Сообщение # 2
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Цель:
 повышение качества знаний и мотивации, учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий
 совершенствование методик преподавания географии с использованием ИКТ;
Задачи:
 применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
 использование программно-методического обеспечения учебного процесса;
 активизация познавательной деятельности учащихся;
 формирование картографической компетентности учащихся
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:43 | Сообщение # 3
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Тема: «Географическая карта» 6 класс.
Задание: Провести на карте, где отключен слой с градусной сетью, экватор, нулевой и 180 меридиан. Затем, включив этот слой, можно сравнить точность выполнения задания.
Все темы курса:
1) Нанести надписи при помощи клавиатуры;
2) Используя режим перемещения надписей разместить на спроецированной карте названия гор, рек, морей и прочих географических объектов. При правильном выполнении задания включить дополнительный материал, чтобы ученики представили себе, как выглядит объект в действительности.
Карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные закодированные карты.
Тема:«Литосфера»
Задание 1: отключив все слои и превратив карту в контур, с помощью функции рисования и нанесения надписей подписать географические объекты. Это помогает им адаптироваться к новому для них виду деятельности и успешно выполнять в дальнейшем практические работы на контурных картах, а также проверить номенклатурный материал;
Задание 2: используя иллюстративный материал дополнительной информации сравнить горы старые и молодые, сделать вывод.
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:43 | Сообщение # 4
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Тема: «Гидросфера: реки»
Задание 1: по картинкам дополнительной информации сравнить реки горные и равнинные.
Задание 2: На карте с отключенным слоем рельефа обозначьте водоразделы рек, нарисуйте котловину озера и реку, местоположение водопада, затем – проверка при включении слоя с реальной конфигурацией объектов.
Задание 2: На карте с отключенным слоем рельефа обозначьте водоразделы рек, нарисуйте котловину озера и реку, местоположение водопада, затем – проверка при включении слоя с реальной конфигурацией объектов.
Тема: «Климат»
Задание 1: графически показать влияние отдельных климатообразующих факторов (например: направления ветров, течений на распределение атмосферных осадков)
Задание 2: используя данные климатограмм, описать и сравнить климат отдельных территорий
Тема: «Страны мира»
Задание:
1) выключив слой надписей и увеличив масштаб, узнать страны мира по очертаниям (Россия, Китай, Канада, Индия, Бразилия, Чили и другие «узнаваемые» примеры).
2) расставив вопросительные знаки на территории стран, предложить детям назвать их.
3) назвать столицы этих государств.
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:43 | Сообщение # 5
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Виды работ с отраслевыми картами:
Тема: «Электроэнергетика России»
При изучении нового материала последовательно открывать слои во время лекции:
1)Виды электростанций (включив допол. материал показать как выглядит ТЭС, ГЭС, АЭС);
2)Выявить особенности размещения ТЭС включив слои с ТЭС, плотностью населения и топливной промышленностью. Это позволит сделать вывод о приуроченности ТЭС к Главной полосе расселения, найти виды топливных ресурсов;
3) Районы размещения ГЭС и АЭС при раздельном включении соответствующих слоев;
4) Проектное задание: предложить учащимся самим разместить по территории России ветровые и солнечные электростанции.

Ресурсы:
О.В.Крылова, А.И. Крылов, П.А.Корниенко. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии - М.: Дрофа. 2007.
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:44 | Сообщение # 6
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Автор

«Интерактивные карты на уроках географии»
Сахипова Зауреш Салыковна, учитель географии
I квалификационной категории.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:45 | Сообщение # 7
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.

Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.

Более эффективное в сравнении с имеющейся практикой использование карты на уроках географии осуществляется при соблюдении следующих условий:

учащиеся привлекаются к отбору и структурированию учебной информации;
учащимся предоставляется возможность выступать в качестве лекторов на уроке.
Во время ведения урока учитель не устраняет ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог, когда учитель отвечает на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха.

Существует три основных вида работы с электронной картой:

работа со слоями карты;
работа с дополнительным материалом;
использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
Работа со слоями карты

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

Комбинируя слои карты,во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке.Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

Работа с дополнительным материалом

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:53 | Сообщение # 8
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование дополнительных возможностей программы

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д.

Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).

Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения
концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;
использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.;
позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.;
позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:53 | Сообщение # 9
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
http://pedagog.rusedu.net/post/270/1089
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:53 | Сообщение # 10
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
http://nsportal.ru/shkola....ografii
 
LingvistДата: Четверг, 16.02.2012, 03:57 | Сообщение # 11
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
http://www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=12755
 
Форум » Электронные образовательные ресурсы » Интерактивные карты » На уроках географии (возможности и преимущества)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz