Суббота, 18.05.2024, 22:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический кабинет вечерней школы №12 с.Заозерное

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Электронные образовательные ресурсы » Виртуальные экскурсии » Виртуальная экскурсия «Улики» и улицы Родиона Раскольникова
Виртуальная экскурсия «Улики» и улицы Родиона Раскольникова
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:50 | Сообщение # 1
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Виртуальная экскурсия «Улики» и улицы Родиона Раскольникова» познакомит учащихся с местом действия романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»», поможет наглядно представить эпоху XIX века, улицы, на которых происходили описываемые события, что будет способствовать лучшему пониманию произведения, а также пробуждению интереса к личности писателя и роману в целом.
Цель экскурсии:
Знакомство учащихся с Петербургом Достоевского, с местами, представленными в романе «Преступление и наказание».
Задачи экскурсии:
Провести учащихся по «маршруту» Родиона Раскольникова; познакомить с теми местами
Петербурга, которые нашли отражение в романе « Преступление и наказание»; помочь понять ученикам, как улицы Петербурга раскрывают характер главного героя, помогают понять мотивы его поступков.
Маршрут экскурсии:
«Улика» и улицы №1: Петербург –город «пышный» .Остановка: дом Раскольникова
«Улика» и улицы №2 : Петербург – город «желтый». Остановка : дом старухи-процентщицы
«Улика» и улицы № 3: Петербург –город «переступивший» . Остановка: дом Сони Мармеладовой
«Улика « и улицы №4: Петербург - город тупиков и перекрестков. Остановка : Сенная площадь
«Улика» и улицы № 5: Петербург - город «на пороге». Остановка : спуск на Екатерининском канале
«Улика» и улицы №6 : Петербург –город реальности и фантасмагории. Остановка : Николаевский мост

Рекомендации
Предлагается главное меню с гиперссылками по «маршруту» Раскольникова
При нажатии на стрелку, указывающую на адрес, появляется картинка и название объекта. На отдельных слайдах используются регулирующие кнопки «далее», «назад».
Обеспечение экскурсии:
Виртуальная экскурсии создана при помощи программы Power Point-2010. Для демонстрации экскурсии необходим компьютер, медиа проектор, экран.

Рекомендации по использованию ресурса:
Виртуальная экскурсия «Улики» и улицы Родиона Раскольникова » может быть использована на уроках по творчеству Ф. Достоевского в 10 классе или во внеклассной работе.
Информационные источники:
Ф. Достоевский « Преступление и наказание», Ленинград, «Художественная литература», 1976
Д. Мурин «Русская литература II половины XIX века», Санкт-Петербург, СМИО ПРЕССС, 2000
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:50 | Сообщение # 2
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Танкова Наталья Степановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 села Мамонтова Алтайского края

Сеть творческих учителей
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:53 | Сообщение # 3
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
http://zaozernoe12.ucoz.ru/Resurs/Rodion_Raskolnikov.pptx
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:55 | Сообщение # 4
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Методические рекомендации к проведению виртуальной экскурсии «Улики» и улицы Родиона Раскольникова»
Ход экскурсии
Экскурсия начинается с пролога, который вводит нас в мир Достоевского.
Улика и улица - разные транскрипции одного и того же слова. Уличить - значит установить лицо, т.е. приобщить улице, открыть со всех сторон. Раскольников, живя в себе, не желает быть частью улицы : он хочет оставаться незамеченным, быть невидимым - невидимкой, которому все позволено. Но, проходя по улицам Петербурга, он все же говорит читателю о себе больше, чем в любом из своих монологов. Раскольников дает читателю »знания» о нем самом, тем самым преподносит , не желая того, «улики».
!! Мы идем улицами Петербурга, делаем остановки, пытаясь найти «улики».
Следующий слайд ограничивает место проведения экскурсии. Это - «маршрут» Раскольникова, улицы, по которым следовал герой. Раскольников привык жить в себе, в своем внутреннем мире, он уже долгое время бездействует и только пассивно страдает. Внешний мир во всех его проявлениях он воспринимает враждебно. Выходя, он боится встречи с хозяйкой. И дело тут, конечно, не в деньгах, которые он ей задолжал. Деньги, как всегда у Достоевского, лишь повод, метафора. Дело в том, что Раскольников боится "даже всякой встречи", встречи вообще, встречи как таковой, поскольку суть встречи - изменение. Вот почему Раскольников так панически остро переживает, что пьяный проезжий обратил внимание на его шляпу, - он воспринимает это вовсе не как указание на свою нищету, но как символическую деталь: это взгляд другого, извне, то, чего Раскольников больше всего боится. Шляпа уличает его. Раскольников боится «улик», он слишком горд, он не желает сочувствия, но требует понимания.
Следующий слайд №4 предлагает ознакомиться с остановками, которые мы сделаем, следуя «маршрутом» Родиона Раскольникова, пытаясь понять мотивы его действий и поступков.
Главное меню (слайд №5) предлагает определение улиц Петербурга, по которым будет проходить виртуальная экскурсия. Именно таким видел Петербург Достоевский, именно таким увидим его и мы с вами. Увидим, ..а что узнаем? Ведь и герой наш следовал именно по этим улицам, почему? Что открывал он читателю при этом, сам того не желая?
«Улика» 1: Петербург –город «пышный»
«Улика « 2: Петербург – город «желтый»
«Улика « 3: Петербург –город «переступивший»
«Улика «4: Петербург - город тупиков и перекрестков
«Улика» 5: Петербург - город «на пороге»
«Улика» 6 : Петербург –город реальности и фантасмагории
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:55 | Сообщение # 5
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Слайд 6
Улицы и «улика» № 1: Петербург –город «пышный»
Панорама города, открывающаяся в романе, весьма широка. Это берега каналов, мосты, набережные, это Сенная площадь и ее окрестности. Но какими бы маршрутами ни следовал герой Достоевского, один городской пейзаж ему чужд: это вид на Исаакиевский собор. Петербург –город, в котором не существует ничего святого,
священного, прекрасного. Именно поэтому обходит стороной Раскольников по пути на Васильевский остров и Адмиралтейство, и Медного всадника, и Петропавловскую крепость. Так опровергается «город пышный».
Мы делаем остановку у дома Раскольникова.
Каждый пытливый читатель, интересующийся творчеством Федора Михайловича Достоевского, непременно оказывается на скрещении Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы и Столярного переулка по самому знаменитому адресу романа «Преступление и наказание». Этот угловой дом условно принято считать «домом Раскольникова». Условно, потому что топографическая точность романа обманчива: писатель создавал свой Петербург, который очень похож на настоящий, но не тождественен ему. В своих книгах Достоевский меняет этажность реальных зданий, переносит их с одной улицы на другую, вводит легко разгадываемые названия. Например, название Николаевского моста, по которому идет Раскольников, он пишет полностью, а лежащего рядом Тучкова сокращает до первой и последней буквы. Все это для того, чтобы создать ощущение «самого умышленного и отвлеченного города в мире». И поэтому оказывается, что если прототип дома старухи-процентщицы однозначен, то домом Раскольникова мог бы быть любой из тех, что стоит в Столярном переулке. Тем не менее, принято считать, что это дом № 5. На гранитной плите выбит соответствующий текст, сочиненный почетными гражданами Санкт-Петербурга Дмитрием Лихачевым и Даниилом Граниным: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества»
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:56 | Сообщение # 6
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Каморка Раскольникова -это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек, мир, в котором невозможно быть и из которого есть только один выход. После преступления пространство еще более сужается: шкаф превращается в гроб. Теперь каморка приобретает еще и значение смерти. Решившись на убийство, Раскольников "вошел к себе, как приговоренный к смерти". Грех делает человека смертным. Убив старуху и ее сестру, Раскольников заживо хоронит себя. Поскольку грех принимается Раскольниковым внутрь, для него самого уже почти не имеет значения выход наружу. Ему все равно, где находиться, - пространство потеряло для него спасительную силу. В начале романа он выходит на улицу сделать пробу, т.е. связь с каморкой и выношенной там идеей не оставляет Раскольникова и под открытым небом. Он по-прежнему там - в каморке, в себе, он не может мысленно покинуть свой шкаф, прячась в него, как в футляр, от внешнего мира. Что узнаем мы о герое?
«Улика» № 1 – это желание Раскольникова найти выход из той трагической ситуации, в которой находится и он сам, и все, кто его окружают. Он отвергает «город пышный», его город – город «униженных и оскорбленных», о которых он не может не думать. Именно здесь, в районе петербургской бедноты и вынашивает Раскольников свою «недоконченную» идею, которая в «городе пышном» просто не могла родиться.
Через рассудок, через "мечту" в сердце Раскольникова проникает дьявол.
Мармеладов выражает еще одну, чрезвычайно важную для автора мысль: "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти". Идет речь о необходимости для человека общества, "света", поддержания связи с миром других людей. Без этого человек консервируется, впадает в иллюзию отъединенности. Раскольников, выходящий из дома, больше всего боится встречи, боится вторжения в свой внутренний мир. Он давно утратил живую связь с людьми и не хочет ее восстанавливать. Но некая сила, вопреки его воле, влечет его к людям - хоть каким-нибудь.
Слайд 12
Улицы и «улика « № 2: Петербург – город «желтый»
Жара , духота накаляют атмосферу, закатное солнце освещает все желтым
цветом. Это основной цвет Петербурга. И он не случаен. Желтый –желчный –
жалкий – жуткий – вот звукоряд, выражающий нечто тревожное, напряженное,
мучительное. Желтый город адекватен желчному характеру героя. Город и герой едины.
В пожизненных изданиях романаслова «жолтый» и «жолчный» писались через «О», как в рукописи Достоевского. Для него желтый Петербург был еще и символом продажности. Вспомним, ведь и Соня «пошла по желтому билету».
Справедливости ради надо отметить, что внешний мир, обступающий Раскольникова со всех сторон, малопривлекателен: жара, толкотня, вонь из распивочных. К тесноте и духоте шкафа добавляется еще и "особенная летняя вонь". Раскольникова охватывает "чувство глубочайшего омерзения". Он знает лишь один способ борьбы с этим чувством - уход в себя, забытье.
Мы делаем остановку у дома старухи-процентщицы.
Мы находимся у того самого дома, которому суждено было стать роковым для героя романа «Преступление и наказание». В историю литературного Петербурга он вошел как дом ростовщицы Алены Ивановны. Вспомним, что испытывал Раскольников на этом месте: «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.…». Опущенное писателем название улицы – Средняя Подьяческая. Можно утверждать, что адрес Алены Ивановны определяется в этих строках абсолютно точно: другого хоть сколько-нибудь близкого по описанию «здания-утюга» в этом районе нет. Главное трагическое событие романа Достоевского происходит в этом типичном доходном доме. В связи с большим притоком населения в столицу, вызванным развитием частного предпринимательства, увеличением количества высших учебных заведений, развитием железных дорог, доходные дома становились единственной возможностью решения «жилищного вопроса . Каждый квадратный метр был перенаселен малосостоятельными обитателями. Достоевский отмечает жильцов дома ростовщицы: «…дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.». Подвальные и полуподвальные этажи таких домов, и этот не был исключением, заселялись городской беднотой, а чердаки приспосабливались под жилые мансарды. Писатель расселяет многих своих героев в подобных каморках, убогих угловых комнатах, где жильцам не до красот северной Венеции — они их просто не видят. Окна доходных домов были обращены не только на улицы, но и во дворы-колодцы, в которые едва проникал солнечный свет. Тесные, плохо проветриваемые, полутемные, они стали характерной чертой многих доходных домов капиталистического Петербурга
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:56 | Сообщение # 7
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
. Что узнаем мы о герое?
Улика» 2 - не что иное, как нечеловеческая , противоестественная атмосфера города, которая вынуждает совершать жуткие, противоестественные поступки. Атмосфера, в которой все можно купить и продать, можно унизить и оскорбить, можно с ума сойти от этого жуткого нравственного удушья, от «желтого» Города –монстра.
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:56 | Сообщение # 8
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Слайд16
Улицы и «улика « № 3: Петербург –город «переступивший»
Петербург своим географическим эксцентрическим положением на границе
России располагает к тому, чтобы границу переступить. Все герои
Достоевского «переступают», желая вырваться из мира несчастья, мук
людских, ненависти, вражды, морального распада, несправедливости.
В этом городе все –«переступившие». Символична такая деталь: Раскольников, стремящийся отъединиться, скрыться от всего мира, живет в каморке, дверь которой не закрывается, и туда может заходить практически любой - там побывал и Порфирий, туда легко заходят Лужин, Свидригайлов и другие. Памятуя, что каморка образует единство с самим Раскольниковым, незапирающаяся дверь показывает, как легко зайти к нему внутрь. "Если бы можно было куда-нибудь уйти, он почел бы это за счастье". Но уйти от мира некуда. Они, переступившие, идут к нему, зачем? Город приглашает «переступить» черту Мармеладова, Соню, девочку на бульваре, Катерину Ивановну, принимает преступления Свидригайлова и Лужина, заставляет «мысль разрешить» Раскольникова.
Наша следующая остановка – дом Сони Мармеладовой.
Перед нами « Дом Сони Мармеладовой». Здание расположено на канале Грибоедова, дом 73, в пяти минутах ходьбы от Сенной площади.. В романе у Достоевского этот дом зеленого цвета. Соня снимает комнату у Капернаумовых (библейский адрес) . Соня –переступила и живет. Как это ей удается? Вот что занимает сейчас Раскольникова. Он приходит к Соне не затем, чтобы раскаяться, но чтобы утвердиться в правильности выбранного им пути. И Соню он хочет увлечь за собой, доказав, что никого и ничего спасти нельзя и ее жертва напрасна, да и Бога, пожалуй, никакого нет (для Раскольникова Зло, несомненно, существует, а мысль о том, что Бог допускает Зло, равносильна признанию отсутствия Бога). Сонечкина судьба - воплощенный кошмар. Окружающий ее мир -дьявольское наваждение. Но у нее есть Бог. Он для нее - все. А у Раскольникова сеть только «крест», который он обязан нести. Раскольников называет это "предопределением".
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:56 | Сообщение # 9
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
«Улика» 3 - понимание Раскольниковым неизбежности всего происходящего. Он видит, что все вокруг – подлецы («подлец –человек»), значит, и ему нечего сомневаться : «Так тому и быть следует». Его крест– его «безумная мечта». Раскольников смотрит на кресты храма, а видит черный крест – его предопределение. Бродить по улицам, не замечая внешнего мира, значит подвергать себя опасности быть ведомым недоброй волей. Через рассудок, предоставленный самому себе, действует посторонняя, внушающая сила. Привыкнув жить внутри себя, Раскольников воспринимает все, что происходит во внешнем мире, как знаки, относящиеся лично к нему. При таком сознании, естественно, он живет мыслью о собственной исключительности, избранности. Ненавидит себя за бездействие.
Слайд 20
Улицы и «улика « №4: Петербург - город тупиков и перекрестков
Замкнутым пространством вокруг Сенной ограничивается за редким
исключением маршрут Раскольникова . Но именно эта замкнутость и есть
Петербург –город тупиков и перекрестков, город , где идти некуда . Замкнутость пространства подчеркивает удушливую атмосферу города, которую не смягчает даже зелень Юсуповского сада, который является особой достопримечательностью оживленной Садовой улицы. Это самый настоящий оазис, расположенный у начала проспекта Римского-Корсакова, бывшего Екатерингофского. Пейзажный парк был разбит при усадьбе старинного рода Юсуповых, которые получили этот земельный участок еще в эпоху Петра Первого. В XIX веке усадьба Юсупова в Петербурге была куплена в казну для размещения Института корпуса инженеров путей сообщения, а часть парка открыта для публики. Внимание жителей и гостей города привлекал созданный в саду первый в городе общественный каток. Известность Юсупова сада не могла быть незамеченной и Достоевским: писатель неоднократно упоминает его в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников, направляясь к старухе и проходя мимо Юсупова сада, «…даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Мысли о благоустройстве города волновали в тот период многих петербуржцев и самого автора романа. Процесс уплотнения застройки городских кварталов, начавшийся в середине XIX века, вызвал возмущение у многих жителей города: «Как не пожалеть садов, которые почти совершенно исчезают в городах; как не вздохнуть при виде этих огромных масс из камня и кирпича, в которых мы заключаемся как бы в темницу». В некоторых районах города разворачивалась обширная спекулятивная застройка домами, и появлявшиеся небольшие скверы и бульвары не могли ослабить нарастающий дефицит зелени в этих районах, который неизбежно становился причиной различных болезней, и, как следствие, непродолжительной жизни горожан.
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:57 | Сообщение # 10
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Среди тупиков и перекрестков не рождается больших мыслей. И именно это замкнутое пространство вокруг Сенной при редких выходах за его пределы и есть Петербург Раскольникова. Перекресток есть крест. Крест, который Раскольников должен взять на себя. Перекресток - открытое с четырех сторон место. Раскольников должен поклониться всему свету, всему миру. Это спасет его, т.к. является противоположным тому, что он совершил. В своем убийстве он закрылся, отгородился от света и мира. Выйти на перекресток - значит раскрыться миру, позволить миру что-то сделать с собой, а не думать, что бы такое сделать с этим миром. Необходимо извиниться перед всем миром, перед землей и небесами. На пути в контору следователя Раскольников вдруг вспоминает слова Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!"" И Раскольников бросается "в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...". Инициация состоялась. Белый крест Сони стал для Раскольникова венцом его работы в черном.
Следующая наша остановка – Сенная площадь. .
Мы находимся в уникальном месте – на пересечении одной из старейших торговых площадей и одной из самых длинных улиц Санкт-Петербурга – Садовой. Район Сенной площади тесно связан с именами самого Достоевского и его литературных героев, глазами которых сегодня мы можем видеть ушедший XIX век. Оглянитесь вокруг и вслушайтесь в ритм этой части Петербурга: шумная, многолюдная масса копошащихся людей в окружении зданий и построек разного назначения и разных эпох. С трудом можно представить себе, что когда-то это была лесистая болотистая местность за чертой города Площадь появилась в первой трети XVIII века, когда на участке были вырублены редкие деревья и кусты и разрешен торг сеном, соломой и дровами. По возникшему Сенному рынку получила впоследствии название и площадь, и улица, пересекающая ее. Но поскольку трасса этой улицы проходила вдоль загородных садов и огородов, в историю главная торговая и купеческая улица Петербурга вошла как Садовая. Сегодня ее протяженность составляет почти пять километров, но нам предстоит пройти по небольшому и самому оживленному отрезку вдоль Сенной площади. Садовую улицу многие по праву называли исключительно народной, потому что вместе с площадью она представляла центр торговли не только для горожан, но и для жителей окрестностей столицы. Подтверждают это слова известного историка Петербурга XIX века Михаила Пыляева: «…Сенная площадь с первых дней существования Петербурга была складом сельских произведений… Крестьяне, въезжая в Петербург, останавливались прямо здесь, продавая сено, солому, овес, телят, баранов и кур…От Сенной площади берет начало важная городская магистраль Петербурга – Московский проспект. Во времена Достоевского проспект носил название Забалканского. Отсюда начиналась дорога на Москву, Киев, а также в императорские резиденции - Царское Село и Павловск. Этой дорогой прибывало большинство гостей столицы и жители окрестностей. Натыкаясь на пестрый шумный Сенной рынок, крестьяне и купцы, не теряя времени, сразу же начинали торговлю. Широкий ассортимент товаров обуславливал низкие цены, рынок приобрел славу самого дешевого в столице. Соответственно, площадь стала гигантским скоплением низов петербургского общества. Самыми криминальными в Петербурге считались доходные дома князей Вяземских, они занимали почти целый квартал от Сенной площади до Фонтанки. Сегодня это территория современных домов N4 и N6 по Московскому проспекту. Горожане иронично называли их «Вяземская лавра». Она была приютом для многих обитателей петербургского дна: воров, бандитов, проституток, бродяг, нищих, беспризорников.
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:57 | Сообщение # 11
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Улика 4 - душевное одиночество среди удушливой скученности. « Я себя от всего мира будто ножницами отрезал». Раскольников бесконечно одинок в этом мире. Лишиться общения - это наказание, Достоевский доказывает это. Человека, замкнувшегося на себе, он называет "подпольным человеком", т.е. человеком, живущим ниже пола, ниже человеческого уровня, в темноте и тесноте, в удушье. Такой становится внутренняя жизнь, если не выходить наружу. Человеку нужно бывать в себе, это бесспорно, но жизненно необходимо также выбираться из себя, из подполья - на свет. Вот что значат слова Достоевского «вздохнуть в другом мире». Отъединение, закрытость Раскольникова от мира имеет еще одну не очень заметную черту. Здесь не только гордыня индивидуалиста, схизма грешника, одиночество преступника, но и уединение отшельника, самоотречение аскета. Он готов пожертвовать всем ради матери и сестры. Подобно монаху, он хочет совершить подвиг и победить мир - но, не будучи с Богом, он не знает ни целей этого подвига, ни пути к победе. Он не знает, что подвиг победы над миром может быть только подвигом любви. И от этого все его благие намерения переворачиваются, обращаются в свою противоположность.
Слайд 26.
Улицы и «улика» № 5: Петербург - город «на пороге»
Идея преступления Раскольникова сопряжена с лестницами и порогами.
Подъемы и спуски –это не только физическое действие. но и взлеты и падения
души, это надежды и отчаяния. Пороги нужно переступить, это то, что
разделяет добро и зло, правду и ложь, любовь и ненависть. Самое напряженное состояние героя именно на порогах. Там, на порогах ,происходят судьбоносные встречи.
Наша следующая остановка – спуск на Екатерининский канал.
Гражданская улица привела нас на Вознесенский проспект. В первые десятилетия существования Санкт-Петербурга на его месте проходила дорога, которая вела из центра города - от Адмиралтейства – в направлении Пскова и Нарвы. Так как путь этот лежал мимо кладбищенской церкви Вознесения Господня, то официально дорогу стали называть Вознесенской. Церковь Вознесения в советское время была уничтожена, сегодня на ее месте казенное здание школы. Но память о храме сохраняет не только Вознесенский проспект, но и одноименный мост, на котором мы сейчас находимся. Это один из мостов, переброшенных через канал Грибоедова. Необычайный по своей живописности канал был проложен по руслу с характерным названием Кривуша во время правления Екатерины II и по ее личному указанию. В память об этом около ста пятидесяти лет, до 1923 года, он назывался Екатерининским. Екатерининский канал Петербурга можно по праву считать одним из действующих лиц «Петербурга Достоевского». Правда, в романе «Преступлении и наказание» канал, не отличавшийся чистотой, называется так, как называли его в народе – просто «канавой». С маленькой буквы. Здесь писатель разворачивает многие сцены романа «Преступление и наказание». Водная гладь, петляющая лента канала, разнообразные мосты, неширокие набережные с близко подступающими рядами домов - все это создает поэтичную, камерную атмосферу, в которой зарождается особое внутреннее состояние многих героев. Родион Романович в своих лихорадочных блужданиях по городу испытывает на себе водное притяжение, он любит останавливаться на мостах и подолгу всматриваться в мутные воды канала
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:57 | Сообщение # 12
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Улика 5 - постоянный выбор Раскольникова : кто я? Это его решение : «или» -«или». «Тварь я дрожащая или право имею?» Далеко не каждый задается в жизни таким вопросом. Это выбор Раскольникова между прекрасным и безобразным, с его точки зрения. Коломна – одно из самых живописных уголков Петербурга. Здесь, в Коломне, у Никольского собора, пересекаются два удивительно непохожих друг на друга канала: Крюкова и Грибоедова(бывший Екатерининский). Крюков канал, несмотря на название, абсолютно прямой и, говоря словами Достоевского, «умышленный». Усилиями Семена Крюкова, лично известного государю Петру Великому, канал был прорыт между Невой и Фонтанкой в первой трети 18 века и навсегда сохранил для истории имя знатного подрядчика. Канал же Грибоедова, некогда бывший речкой Глухой или Кривушей, в отличие от Крюкова живописно петляет через всю центральную часть Петербурга. В свое время Екатерина II не пожалела более миллиона рублей из казны на его благоустройство, хотя ее окружение предлагало более простое решение – просто засыпать жалкую речку. Этот необычный водный перекресток – редкость даже для Петербурга, насыщенного водными артериями. Стоит вспомнить взгляд Достоевского на перекресток как на символ креста, духовного очищения. И в центре этого водного креста, среди красот Коломны, умиротворяется душа человека. К этому ощущению всегда стремился и сам Достоевский, и этого же чувства умиротворения так не хватало его героям…. Таков и Раскольников.
Слайд 29
Улицы и «улика» № 6 : Петербург –город реальности и фантасмагории

Сам Петербург – действующее лицо романа. Он находится «на грани бытия
и небытия, реальности и фантасмагории..». Он жуткий призрак и сумасшедшая
реальность. Он мост между небом и гладью воды. Петербург предельно
будничен, но за этой будничностью кроется возможность невероятного,
фантастического. Похожий и непохожий на реальный Петербург, Петербург Достоевского продолжает жить. Тело города словно ищет встречи со своей душой, стремится преодолеть пропасть между формой и содержанием.
Наша следующая остановка – Николаевский мост (бывший Семеновский).
Место, в котором мы оказались, является одной из лучших иллюстраций к петербургским произведениям Достоевского. Уходящая в самое сердце города Гороховая улица, река Фонтанка и существующий с первых десятилетий основания Петербурга Семеновский мост. Сначала мост был деревянный, потом, в 1788 году, его заменили на каменный с разводным средним пролетом. На нем возвышались четыре башни с подъемными механизмами. Внешний вид «фонтанных мостов» напоминал и о том, что в то время по Фонтанке проходила граница молодого города. Всего мостов было 7, в первозданном виде сохранилось только два – мост Ломоносова (бывший Чернышёв) и Старо-Калинкин.десь, на Семёновском мосту, есть уникальная возможность вернуться в прошлое, и увидеть, каким застал Петербург молодой Достоевский. Вверх по течению виден мост Ломоносова с теми самыми романтическими башнями. Правда, после своего возвращения из ссылки в 1859 году Федор Михайлович застал мост уже другим – старый каменный был разобран, башни исчезли, на прежних устоях появился новый металлический мост. Это было технологическим новшеством. Фонтанка всегда была второй после Невы рекой Петербурга. Она вытекает из Невы в районе Летнего сада и снова впадает в нее уже вблизи устья. Фонтанка была важной транспортной артерией. Вместо современных экскурсионных теплоходов, здесь можно было встретить все, что способно было плавать: от утлых лодок до груженых барж. Героя почему-то тянет к мостам. Мосты Раскольникова – это не просто грань между реальностью и вымыслом.
 
LingvistДата: Вторник, 20.03.2012, 15:58 | Сообщение # 13
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 711
Репутация: 0
Статус: Offline
Улика 6 – это мосты Раскольникова. Мосты –своеобразное зеркало, в котором отражается вся страшная будничность. Но это еще и именно то место, де еще более может
укрепиться самая дикая мечта. « Он все еще сам себе не верил»… Избранность должна быть подтверждена - поступками. И поскольку, во-первых, ему уже почти все равно, что это будут за поступки, а во-вторых, он ненавидит мир, "мечта" Раскольникова приобретает уродливые, фантастические формы. Раскольников всерьез думает, что, убив старушку, он, с одной стороны, удивит и накажет мир, победит его, с другой же стороны - спасет себя, своих близких от унизительного существования. Когда Раскольников задается вопросом, кто столь активно помогает ему в осуществлении его замысла, он легко получает ответ: "Не рассудок, так бес!"
Оказывается, разум неспособен открыть истинную причину преступления. Между тем истина самоочевидна. Герои, являющиеся носителями истины, всегда способны отличить ложь от правды. До сознания Раскольникова доходит: "Я себя убил, а не старушонку, а старушонку эту черт убил, а не я". «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк 4, 22)

Итак, эавершена наша виртуальная экскурсия, но не закончен разговор о романе, о творчестве Достоевского, который ничуть не меньше чем его герой мучился, терзался, сомневался.. Таков мир Достоевского.
 
Форум » Электронные образовательные ресурсы » Виртуальные экскурсии » Виртуальная экскурсия «Улики» и улицы Родиона Раскольникова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz