Суббота, 20.04.2024, 14:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический кабинет вечерней школы №12 с.Заозерное

Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Качество образования

Из доклада Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу

«О результатах мониторинга системы образования»

Если говорить о развитии общего образования, то эта система затрагивает каждого россиянина. С формальной точки зрения численность школьников по отношению к численности детей в соответствующих возрастах составила в 2013 году 87,8%. Это связано с тем, что после 9 класса всего чуть более 55% школьников выбирают траекторию «старшая школа-вуз». При этом за последние десятилетие доля тех, кто идет получать профессиональное образование увеличилась почти на 10 процентных пунктов – с 34 до 44 процентных пунктов. Это очень важная тенденция с учетом того, что работодатели говорят сегодня о дефиците квалифицированных исполнителей.

         Мониторинг показал, что в ряде регионов в 2013 году проводилась активная работа по реструктуризации сети образовательных организаций – в 9 субъектов Российской Федерации число школ сократилось на 5 и более процентов. Вместе с тем, напомню, что в большинстве регионов резервы оптимизации сети были выбраны в 2007-2011 годах – в это время число школ сократилось на 25%.

Много внимания в 2013 году было уделено вопросам повышения заработной платы. В прессе появлялись заявления о том, что этот рост обеспечен возросшей нагрузкой на школьных педагогов. Мониторинг опирается на данные Росстата, и мы видим, что численность школьных педагогов практически не изменилась. Это означает, что нужно проанализировать более детально локальные (региональные и на уровне отдельных организаций) акты, регламентирующие работу педагогов.

Предполагаю, что жалобы на возрастающую нагрузку связаны с тем, что многие педагоги испытывают сложности с использованием новых технологий. У нас более половины учительского корпуса работают в школе более 20 лет, и, что важно, хорошо учат наших детей. Это означает, что новые внедряемые технологии в формате электронных дневников и иных инструментов, должны быть доступны для каждого педагога, а не только для технически «подкованной» молодежи.

         В сфере дополнительного образования детей наблюдается несколько важных трендов. Участие детей и молодежи в программах дополнительного образования осуществляется в разных формах. В советское время была сформирована система специализированных организаций дополнительного образования, в которых реализовывались программы технической, спортивной, творческой и иной направленности. Занятия по дополнительным программам (кружковая работа) традиционно проводились также на базе общеобразовательных организаций системы образования. В последние годы быстро развивается система образовательных программ для детей младших возрастов на базе дошкольных образовательных организаций. В целом охват детей в возрасте от 5 до 18 лет всеми формами дополнительного образования с учетом устранения двойного счета в рамках федерального статистического наблюдения с составляет около 65%.

Если говорить об охвате школьников дополнительными программами (т.е. из рассмотрения исключаем детей, посещающих детские сады), то соответствующий показатель составляет 70,9%, из которых 46,2% посещают дополнительные занятия непосредственно в школе. Для сравнения, в РСФСР в начале 1970-х годов значения этих показателей составили около 73,0% и 46,2% соответственно – т.е. нам в целом удалось восстановить статус кво в дополнительном образовании детей.

В последнее время удалось добиться значительного увеличения участия школьников кружковой работе. Этому способствовал переход на новый образовательный стандарт, в котором предусмотрена внеурочная компонента общего образования. Доля посещающих различные кружки и секции в школе за 2 года увеличилась более, чем на 7%. При этом удельный вес детей, посещающих дополнительные занятия за отдельную плату увеличился в целом по Российской Федерации крайне незначительно – всего на 1 процент. Задача будущего года – в рамках выполнения поручений Президента России во исполнение послания Федеральному Собранию обеспечить гибкие и эффективные механизмы развития дополнительного образования детей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 Качество образования... Метапредметный подход... Тьютерство...  Формирующее оценивание... 
А откуда  все это начинается? С какой проблемы нужно вести отсчет на ленте изменения образовательных технологий?  В диалогах о формирующем оценивании появляются всё новые понятия: функциональная грамотность, метапредметный результат, регулятивные УУД... А также новые  таблицы- схемы- критериальные базы...
 
Так что же всё-таки требует сегодняшняя школа от учителя?
________________________________________________________
Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда. В соответствии с новым определением образование ориентировано на достижение результата и имеет место лишь тогда, когда процесс обучения результативен.  Из доклада Департамента труда «Чего профессиональный мир требует от школы» Мы не ошибемся, если скажем, что наиболее обсуждаемый сегодня в образовательном обществе вопрос – это качество образования: как его понимать, как улучшать и как оценивать.
П. Мортимор, известный английский педагог и ученый, один из основоположников движения «школьной эффективности», считал, что качественный скачок возможен, если школа поставит перед собой новую образовательную цель. Такой целью, по его словам, является «осознающий себя, внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми… в достаточной мере вооруженный знаниями, толерантный и социально ориентированный»/Мортимор П. Исследование проблемы эффективности школы. Материалы из книги «Экономика школы и эффективная школа» // Завуч. 2001. № 5/.
Сегодня эта цель становится все более популярной, широко декларируемой и, может быть, даже понятной, но по-прежнему мало определяет образовательную стратегию отечественной школы. Хотя именно с ней связаны два основных вектора такой стратегии: практическая ориентированность, т.е. адекватность требованиям социальной жизни, профессиональной и бытовой сферы, и личностная ориентированность – адекватность возможностям, особенностям и интересам школьника.
В этой связи встает вопрос о формирующем оценивании и изменении практики  обучения на эффективную и социально востребованную.
· Повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций.
· Представить цели и ожидаемые достижения в четком однозначном виде. 
· Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей. 
· Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ.
 
Цели курса и проверочных работ могут так или иначе соединяться или разниться:
( примером взяты цели вводного курса биологии)
Ученики должны продемонстрировать свою способность: 
· реализовывать научные знания в активной форме; 
· понимать принципы биологии и их взаимосвязи; 
· описывать, объяснять и анализировать биологические понятия;
· использовать процесс научного исследования для того, чтобы творчески мыслить и формулировать вопросы о проблемах реального окружения;
· применять полученные знания для решения реальных проблем; 
· логически и критически рассуждать, оценивая информацию; 
· научно обоснованно аргументировать (в письменном и устном формате); 
· иллюстрировать отношение экологии к собственной жизни, применяя экологические знания для решения реальных проблем
 
ПОРТФОЛИО?? ДНЕВНИК ? СУНДУК РЕГАЛИЙ? или...
Шотландский аттестат
Данная методика отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной  картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором. Шотландский аттестат представляет из себя папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку-аттестат незаполненным. В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения: 
· темы, которые должны быть изучены; 
· умения, которыми необходимо овладеть; 
· практика, которую необходимо пройти и т.д. 
· описание личностных качеств ученика, выполненных как учителем, так и в виде личного заявления, т.е. самооценки, сделанной учеником;
· обобщение опыта работы ученика, выраженное в учебных достижениях (описывается как учителем, так и учеником);
· учебная книжка с сообщениями по предмету (в которой фиксируются не только отметки, поведение, прилежание, посещаемость, полученные знания, заинтересованность в работе, но 
и рекомендации учителя, а также ответ родителей).
Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован». 
Методика «Шотландский аттестат» может быть успешно адаптирована к российским условиям.
 
Педагогическая наука развивается. Появляются более современные и адекватные вызовам времени концепции,насыщенные новыми понятиями, вырабатываются и внедряются новые образовательные стандарты. Но задает ли вся эта новая система понятий, как сейчас принято говорить, вектор развития для учителя-практика? Становится ли именно она основой для его профессионального самоопределения и воплощения в конкретной педагогической деятельности? Ведь только обновление учебного процесса и массовое распространение новых учебных практик является настоящим результатом всех последних инноваций в науке и управлении образовании. Новые концепции и стандарты определяют результаты обучения ученика красивой и стройной триадой.
 Однако, на практике учитель все равно продолжает оперировать таким критерием оценки результатов своего труда и результатов своих учеников, как "прочные предметные знания", поскольку такова система внешней оценки, опирающаяся, в основном, на результаты предметного экзамена или она таковой, опять же, видится самому учителю
 
Следующий шаг- создание персональной учебной среды для каждого ученика, другими словами новых средств обучения
 Появились новые инструменты для  чтения, упорядочивания, маркирования/аннотирования образовательных сайтов. К тому же, эти сервисы устроены по модели социальных сетей: опции выделения понравившихся (like) и распространения (share) есть в каждом из них.

Круг профессиональных предпочтений учителя в интернете может отражаться либо облаком тегов в его блоге, или ссылками на интернет-сообщества, в развитие которых он внес свой вклад, в его профиле, и даже числом подписок и подписчиков в Живой Ленте. 

Из популярных Google-сервисов, которые учитель может использовать для организации этого элемента собственной -персональной учебной среды, можно назвать Google Reader ("читалка") или аггрегатор для RSS-потоков, Google - блокнот (о нем подробнее здесь) и Google Bookmarks (о котором подробно рассказано в блоге Бориса Ярмахова). 

Cервис "Живая Лента"(Google Buzz) или кратко ЖЛ, занимает особое место в этом списке сервисов. Ежедневный информационный обмен и общение на профессиональные темы, происходящие посредством этого сервиса, для многих и многих моих знакомых, так или иначе связанных с образованием, стали не только интересным времяпрепровождением, но и естественной потребностью.
 
 
А как это делается в Америке? Смотрите учительский канал и проект"Видео с уроков"
Так нужны ли традиционные оценки? Об этом спорят американские преподаватели.
Методика, которая лежит в основе "видео с урока", не простая, как можно понять, изучив материалысайта проекта MET. Это самое настоящее научное исследование, которое идет уже три года при финансовой поддержке фонда Билла и Мелинды Гейтс. И уже есть первые результаты этого исследования, первые 300 учителей Америки приняли в нем участие и планируется охватить еще больше - порядка 3 тысяч.

Интересна модель оценивания, как "мерка", с которой в исследовательском проекте MET подходят к анализу профессиональных компетенций преподавания. Исследователь выделяет 4 области (домена), и внутри них - критерии-основания, по которым производится анализ. Отдельно нужно упомянуть, что на протяжении нескольких лет происходило уточнение формулировок самих критериев, а также показателей и примеров, иллюстрирующих их "расшифровку". Приведу список критериев (свободный перевод), разработанных внутри группы исследователей, возглавляемой международно-признанным экспертом  Шарлотт Дэниэлсон.

Планирование и подготовка
Основные критерии: демонстрация знания содержания преподаваемого предмета и педагогических методов; демонстрация знаний об учащихся; постановка/формулирование результатов обучения; знание ресурсов и источников; проектирование учебных инструкций; разработка моделей оценивания.

Учебная среда:
Основные критерии: создание атмосферы уважения и взаимопонимания; формирование учебной культуры; управление классом; управление поведением учащихся; организация учебного пространстве/среды.

Учебный процесс
Основные критерии: коммуникация с учащимися; использование дискуссий и опросов; вовлечение и мотивирование учащихся; использование формирующего оценивания; гибкость и оперативность.

Профессиональная ответственность
Основные критерии: педагогическая рефлексия; поддержание в порядке рабочей отчетности; общение с родителями; участие в профессиональном сообществе; профессиональный рост и развитие; демонстрация профессионализма.

Для более глубокого знакомства с критериями советую обратиться к оригиналу:
Критерии оценивания специфических учительских компетенций а исследовании MET (Measures of Effective Teaching, Показатели эффективного преподавания)
Framework for Teaching (FTP)
 
 
Об обратной связи для лучшего обучения смотрите презентацию, она о том, что... 
Учителя хотят добиться успеха, но обычно не имеют условия для достижения успеха. 
Учителя как правило, работают в изоляции. Они самостоятельно регулируют обучение школьников. Но думая, что  руководство они не получают, часто терзаются смутными сомнениями, так как стандарты обучения, чрезмерно многочисленны и часто для  тривиальных целей обучения и тестирования внедрены системы, которые измеряют только некоторые результаты. Педагоги не знают, что имеет значение для школьников. Успех  остается неподготовленным.
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz